Евгения Пешкова об увеличении штрафов за воспрепятствование проведению проверок. Соблюден ли баланс?
В ГД РФ рассматривается законопроект № 736449-8 об увеличении размера административных штрафов за воспрепятствование деятельности должностных лиц, занимающихся надзорными проверками. Проект инициирован СФ РФ 10 октября 2024.
Поскольку законопроект об увеличении штрафов за воспрепятствование проведению проверок может оказать серьезное давление на бизнес, партнер АБ BGMP, руководитель практики «Строительство и недвижимость» Евгения Пешкова считает необходимым сформировать позицию, в которой отмечает важность принципа соблюдения соразмерности административного наказания.
Авторы инициативы предлагают усилить ответственность за воспрепятствование деятельности должностных лиц контрольных органов по проведению проверок или уклонение от них. Изменения предполагается внести в ст. 19.4.1 КоАП РФ. Для должностных лиц размер штрафа составит от 10 000 до 20 000 руб., для ЮЛ – от 250 000 до 500 000 руб., а за повторное совершение правонарушения – от 20 000 до 50 000 руб. и от 500 000 до 1 млн руб. соответственно.
В связи с тем, что предложенный проект закона о штрафах за воспрепятствование деятельности должностных лиц, занимающихся надзорными проверками, значительно увеличивает размер штрафов, и эти изменения могут оказать существенную нагрузку на бизнес, необходимо установить четкие критерии оценки нарушений и степени их общественной опасности.
Анализ проблематики в вопросах и ответах. Отвечает Евгения Пешкова.
Вопрос: как вы оцениваете эту инициативу?
Ответ: данная инициатива направлена на усиление ответственности за воспрепятствование проведению контрольных (надзорных) мероприятий. В условиях действующего моратория на плановые проверки, продленного до 2030 г. (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372), количество плановых проверок существенно сокращено и ограничено объектами чрезвычайно высокого и высокого риска.
Однако изменения в законодательстве вводят ответственность за препятствование не только плановым проверкам, но и другим видам контрольных мероприятий, которые могут проводиться в различных формах: контрольные закупки, инспекционные визиты, профилактические осмотры, а также мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, такие как мониторинг соблюдения обязательных требований или выездное обследование. Это означает, что ответственность распространяется на широкий спектр мероприятий, охватывающих объекты с разной степенью общественной опасности.
Препятствование проведению контрольных мероприятий на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска может привести к серьезным неблагоприятным последствиям для общества, включая угрозы жизни и здоровью граждан. Поэтому усиление ответственности в этих сферах оправдано и необходимо для предотвращения потенциальных рисков.
Вместе с тем расширение ответственности на препятствование мероприятиям с разной степенью общественной опасности без четких критериев может привести к неопределенности в правоприменении. Если законопроект будет принят, остается открытым вопрос о том, любое ли невыполнение законных требований может привести к штрафу.
Необходима тщательная оценка общественно опасных последствий невыполнения законных требований должностного лица контролирующего органа, чтобы обеспечить соразмерность наказания и избежать избыточного административного давления на бизнес.
Таким образом, даже если эта инициатива имеет положительную цель повышения эффективности государственного контроля и предотвращения уклонения от него, важно обеспечить баланс между усилением ответственности и защитой прав контролируемых лиц. Необходима дополнительная проработка законодательных норм для установления четких критериев и градации ответственности в зависимости от степени общественной опасности нарушений.
Вопрос: насколько существенны предложенные штрафы?
Ответ: предложенные штрафы являются существенными и значительно увеличиваются по сравнению с текущими размерами. Для должностных лиц максимальный штраф за первое нарушение повышается до 20 000 рублей, а за повторное — до 50 000 рублей. Для юридических лиц штрафы увеличиваются до 500 000 рублей за первое нарушение и до 1 000 000 рублей за повторное.
Повышение штрафов должно соответствовать степени общественной опасности деяния. Без четкого разграничения и критериев оценки последствий невыполнения законных требований должностных лиц контролирующих органов существует риск применения высоких штрафов в ситуациях, где общественная опасность минимальна. Это может привести к избыточной нагрузке на бизнес и противоречит целям снижения административного давления и поддержки предпринимательской деятельности.
Таким образом, несмотря на то, что увеличение штрафов призвано сделать препятствование контрольным мероприятиям экономически невыгодным и стимулировать соблюдение законодательства, необходимо обеспечить, чтобы применение таких штрафов было справедливым и пропорциональным. Это требует установления четких критериев оценки нарушений и степени их общественной опасности, что позволит избежать неоправданного ужесточения ответственности и обеспечит эффективное правоприменение.