Аналитика

О выемке и особенностях проведения ВНП: ФНС России актуализирует часто задаваемые налоговому органу вопросы

Алерты
Дата публикации:

Одним из ведущих направлений деятельности АБ BGMP является углубленный анализ правоотношений в сфере налогообложения. Наиболее интересные примеры налоговых консультаций и кейсов можно найти в разделе «Практика» на сайте бюро.  В их число, в частности входят правовые проблемы, касающиеся выемки документов и особенностей проведения ВНП.

В связи с этим в указанном контексте обращаем ваше внимание на мнение ФНС России по наиболее часто задаваемым налоговому органу вопросам. Среди них ФНС выделяет следующие:

 

♦ Возможна ли выемка документов после окончания ВНП?

 

Выемка подлинников документов может производиться лицом, осуществляющим ВНП (п. 14 ст. 89 НК РФп. 1 ст. 94 НК РФ и п. 8 ст. 94 НК РФ). На основании мотивированного постановления это происходит в следующих случаях:

 

  • когда для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица;
  • у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

 

Выемка документов должна проводиться в рамках выездной проверки (п. 1 ст. 94 НК РФ). При этом в НК РФ не предусмотрено конкретного срока для изъятия документов.

Вместе с тем, исходя из правовой позиции ВАС РФ (Постановление от 10.04.2012 № 16282/11), в случае, если налогоплательщиком представляются документы по требованию с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведенной ВНП, а при решении вопроса о возможности принятия в целях исчисления налогов в соответствии со ст. 252 НК РФ необходимо исходить из реальности этих расходов, а также их документального подтверждения, налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников этих документов после завершения налоговой проверки.

Кроме того, арбитражная практика свидетельствует о том, что суды признавали обоснованным производство выемки документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля для почерковедческой экспертизы (№ А63-8481/2010, № А53-27001/2010, № КА-А40/17940-10-2, № А56-33713/2009).

Необходимо учитывать, что основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в п.4 и п.8 ст. 94 НК РФ.

 

♦ Каким образом проводится выемка документов в жилом помещении (при отсутствии офиса, производственных помещений) проверяемого физического лица?

 

Возможность проведения проверки ФЛ, не являющегося ИП, установлена ст. 89 НК РФ. Но ввиду специфики субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого ФЛ, представители налоговых органов не могут:

  • находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия ВНП будет проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 25 Конституции РФ и п. 5 ст. 91 НК РФ);
  • провести осмотр жилых помещений, а также другого имущества проверяемого ФЛ в жилых помещениях (ст. 92 НК РФ);
  • произвести выемку в жилых помещениях проверяемого ФЛ, даже если оно не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (ст. 93и ст. 94 НК РФ).

 

Однако в рамках ВНП независимо от наличия согласия проверяемого ФЛ налоговый орган может:

  • запросить необходимые для проверки документы;
  • провести осмотр имущества проверяемого ФЛ, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;
  • произвести выемку документов и предметов в нежилых помещениях проверяемого ФЛ, если лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
  • вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое ФЛ, которому могут быть известны обстоятельства, значительные для налогового контроля (ст. 90 НК РФ), привлечь специалистов и экспертов (ст. 95и 96 НК РФ);
  • истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого ФЛ, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).

 

В случае, если налогоплательщик препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ предусматривает, что налоговый орган вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании информации, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа допустить налоговый орган к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением порядка, приведшего к невозможности исчисления налогов.

 

♦ Является ли срок для продления рассмотрения материалов налоговой проверки пресекательным, и вправе ли руководитель налогового органа в случае очередной неявки лица, вынести еще одно решение об отложении рассмотрения материалов проверки?

 

НК РФ устанавливает сроки, в которые налоговый орган обязан рассмотреть материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика, представленные на акт проверки, и вынести решение (ст.100 и 101 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых выявлены нарушения налогового законодательства, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Нарушение данных сроков не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

 

Безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). К существенным относятся следующие условия:

  1. обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
  2. обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.

 

По смыслу положений ст. 101 НК РФ, соблюдение проверяющими норм НК РФ, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

Неоднократный перенос рассмотрения материалов проверки связан с обеспечением налогоплательщику возможности ознакомиться со всеми материалами и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе.

В то же время, если налогоплательщик надлежащим образом извещен, но не воспользовался своим правом присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки, решение может быть принято в его отсутствие (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Для исключения случаев уклонения налогоплательщика от участия в рассмотрении материалов налоговой проверки одновременно с вручением акта проверки должно вручаться уведомление о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В случае уклонения налогоплательщика от получения акта и уведомления этот факт должен быть зафиксирован в акте воспрепятствования действиям налогового органа. Кроме того, должен быть составлен протокол об административном правонарушении  (ст. 19.4.1 КоАП РФ) о воспрепятствовании законной деятельности контрольного органа.

Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано исключительно объективными причинами отсутствия налогоплательщика, и налоговые органы должны обеспечивать надлежащее извещение налогоплательщиков (с подтверждением вручения) о рассмотрении материалов проверки.

 

В ходе ВНП проверяемый налогоплательщик (ФЛ) умер. Как оформить результаты проверки и какое вынести решение? А также, каким образом возможно реализовать материалы ВНП, если после составления акта по результатам проверки единственный руководитель и учредитель организации умер?

 

Обязанность по уплате налогов прекращается со смертью ФЛ или с объявлением его умершим (пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ). С момента смерти ФЛ, в отношении которого проводится либо проведена ВНП прекращается проверка либо процессуальные действия по составлению акта проверки, а также рассмотрение материалов налоговой проверки, в зависимости от того, на какой стадии налогового контроля наступил указанный факт, с которым ст. 44 НК РФ связывает прекращение налоговых обязательств.

 

Завершение контрольных мероприятий рекомендуется оформить докладной запиской на имя начальника (заместителя) инспекции, составленной проверяющими, с приложением документов, подтверждающих факт смерти ФЛ.

По реализации мероприятий налогового контроля в случае смерти единственного учредителя и руководителя организации отмечается следующее.

В состав наследства участника ООО входит его доля в УК общества (п. 1 ст. 1176 ГК РФ).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 1163 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. При наследовании как по закону, так и по завещанию свидетельство о праве на наследство может быть выдано до истечения шести месяцев со дня открытия наследства, если имеются данные о том, что кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства, иных наследников, имеющих право на наследство или его часть, не имеется.

Если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления, в частности доля в УК хозяйственного общества, нотариус (ст. 1026 ГК РФ), в качестве учредителя доверительного управления заключает ДДУ этим имуществом (ст. 1173 ГК РФ).

В данной ситуации целесообразно связаться с нотариусом по месту жительства бывшего учредителя организации для прояснения вопросов наследования доли в УК общества и инициирования доверительного управления наследственным имуществом. Доверительный управляющий вправе будет получить акт налоговой проверки, а также представлять налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки.

В случае если никто из наследников не обратится за выдачей свидетельства о наследстве и имущество общества перейдет в доход государства, завершение контрольных мероприятий рекомендуется оформить докладной запиской на имя начальника (заместителя) инспекции, составленной проверяющими, с приложением документа о смерти учредителя (руководителя) организации, а также документа, подтверждающего право государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом.

 

Подробную информацию смотрите  здесь.