Аналитика

«НОВА ПРИНТ»: значение налогового спора

Алерты
Дата публикации:

На днях в судебной практике появилось дело общества «НОВА ПРИНТ» № А38-5256/2022, которое имеет немаловажное значение для налоговой практики и на которое стоит обратить внимание.

Общество «НОВА ПРИНТ» обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к УФНС по республике Марий Эл о признании не подлежащими исполнению решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах заявителей в банках, а также электронных денежных средств и инкассовых поручений.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.08.2023, заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд Волго-Вятского округа решения судов отменил и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Общество обратилось в ВС РФ с жалобой, в которой просит оставить в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Дело было передано в Судебную коллегию.

Из материалов дела следует, что на основании решения налогового управления в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.

По итогам проверки управлением принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислены налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, начислены пени и штраф.

Не согласившись с решением управления, общество обратилось с апелляционной жалобой от 24.06.2022 в Межрегиональную инспекцию ФНС по Приволжскому федеральному округу. Инспекция отменила решение управления в части доначисления налога на прибыль организаций, оставив решение управления в остальной части без изменения.

На основании вступившего в силу решения управление направило обществу требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов со сроком исполнения до 18.10.2022.

В связи с неуплатой налога, пени, штрафа в установленный в требовании срок, управление вынесло решение от 24.10.2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах заявителя в банках, а также электронных денежных средств (далее — решение о взыскании), а также выставило инкассовые поручения от 24.10.2022 к расчетному счету налогоплательщика.

Обращаясь в суд с требованиями о признании решения о взыскании и инкассовых поручений не подлежащими исполнению, общество полагало, что управление нарушило сроки проведения ВНП более чем на два года, в связи с чем утратило право на принудительное взыскание задолженности по налогам, пени, штрафу, начисленным по результатам проведенной проверки.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей 23, 46, 47, 70, 82, 89, 100, 1012 , 1391 НК (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) и исходил из того, что при расчете предельного срока на вынесение и вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки, а также срока на выставления требования и решения о взыскании доначисленных сумм в принудительном порядке необходимо учитывать сроки не в их фактической продолжительности, а в той продолжительности, которая установлена НК.

По материалам налоговой проверки суды установили, что при соблюдении установленных НК сроков осуществления контрольных мероприятий после начала ВНП 26.11.2018 меры по принудительному взысканию доначисленных сумм недоимки, пени и штрафов должны были быть приняты управлением не позднее 07.09.2022, в то время как решение о взыскании принято и инкассовые поручения выставлены 24.10.2022, в связи с чем указанные акты не подлежали исполнению как незаконные.

Суд округа, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, и принимая решение об отказе в удовлетворении требований общества, исходил из того, что при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке, в первую очередь, подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога.

Как отмечено судом округа со ссылкой на правовую позицию Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, выраженную в определении от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135, само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам. Иное приводило бы к смешению сроков, относящихся к различным административным процедурам — сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах, и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства.

По настоящему делу управлением соблюдены сроки направления требования, принятия решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, установленные статьями 46 и 70 НК, исчисленные со дня, когда решение управления фактически вступило в силу — 09.09.2022, без учета нарушения сроков проведения самой налоговой проверки и рассмотрения ее результатов.

На этом основании суд округа пришел к выводу о том, что решение о взыскании и инкассовые поручения приняты в соответствии с законом и подлежали исполнению налогоплательщиком, признав ошибочными выводы судов первых инстанций об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности.

Однако выводы суда округа нельзя признать правомерными. В соответствии с п. 1 ст. 82 НК должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции проводится налоговый контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

ВНП не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (пункт 6 статьи 89 НК РФ).

По правилам п. 9 ст. 89 НК налоговая проверка может быть приостановлена. Общий срок приостановления проведения ВНП не может превышать шесть месяцев. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК по результатам ВНП в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной ВНП уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты его составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Текст определения можно посмотреть здесь: