Аналитика

Налоговая реконструкция при дроблении бизнеса. Новое определение ВС РФ

Дайджесты
Дата публикации:

Верховный суд последовательно проводит позицию о необходимости применения налоговой реконструкции. Новое определение ВС РФ № 301-ЭС22-4481 от 21.07.22 по делу № А29-2698/2020  касается расчетов налоговой обязанности при обнаружении схемы по дроблению бизнеса.

Стоит напомнить, что подобная позиция недавно высказывалась в определении Верховного Суда № 307-ЭС21-17713 от 23 марта 2022.

Ранее ФНС России в письме от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» указывала на необходимость определения действительных налоговых обязательств организатора незаконной схемы «дробления бизнеса», учитывая, как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы, в том числе, и налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов. Но налоговые органы по-прежнему отказывают в применении налоговой реконструкции, что вынуждает налогоплательщиков идти в суд.

 

Суть спора

 

Компания осуществляла деятельность по строительству домов. Инспекцией проведена выездная налоговая проверка. Компанию привлекли к ответственности за совершение налогового правонарушения, ему начислено более 25 млн рублей налогов (налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций).

Основанием для начисления налогов, пеней и штрафов послужил вывод о создании обществом схемы путем формального привлечения взаимозависимых индивидуальных предпринимателей. Это позволило обществу разделить доходы от осуществления своей деятельности с целью сохранения возможности применять упрощенную систему налогообложения. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать решение налогового органа недействительным. Три судебных инстанции ему отказали. Но Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение.

 

Выводы Верховного суда для применения на практике

 

Налогоплательщик несколько раз в судах заявлял о необходимости проведения «налоговой реконструкции» хозяйственных операций. Он считал, что размер недоимки налоговым органом определен неправильно. Налоговики не учли уплаченные предпринимателями суммы налога в связи с применением УСН. Верховный суд подчеркнул, что налоговые органы не освобождаются от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика. Нельзя вменять налог в большем размере, чем это установлено законом. Налоговый орган правомерно консолидировал доходы группы лиц и начислил налоги по общей системе налогообложения. Так как им доказана схема искусственного дробления бизнеса с целью незаконного применения УСН. В то же время налоговики не учли, что суммы налогов, уплаченные участниками группы, также должны учитываться при определении размера недоимки
по общей системе налогообложения организатора группы. Хотя инспекция располагала сведениями и документами обо всех уплаченных индивидуальными предпринимателями налогах.

Выводы ВС могут использоваться налогоплательщиками в аналогичных ситуациях для защиты своих интересов.

Александра Родионова

Александра Родионова

Партнер АБ BGMP, руководитель налоговой практики