Аналитика

Суд не нашел нарушений в выставлении требований об уплате налогов по истечении 4,5 лет с начала налоговой проверк

Дайджесты
Дата публикации:

Арбитражный суд Московского округа признал, что чрезмерный срок проведения налоговой проверки не является основанием для признания недействительным требования об уплате налогов (Постановление от 03.10.2022 по делу № А40-252195/2021).

История рассмотрения дела

ООО «АвтоМонолит» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России № 26 по г. Москве о признании недействительным требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2022 заявление общества оставлено без удовлетворения. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022, решение отменено, заявленные требования удовлетворены.

Но кассация отменила апелляционное постановление и оставила в силе решение суда первой инстанции.

 

Позиция суда первой инстанции

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции указал, что исчислять сроки, установленные НК для принудительного взыскания задолженности, следует с даты вступления в законную силу решения по результатам налоговой проверки.  Суд решил, что процедура принудительного взыскания задолженности инспекцией не нарушена.

 

Позиция апелляционной инстанции

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что в абзаце третьем п. 1 ст. 47 НК установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания. По смыслу закона он поглощает иные предусмотренные ст. 46 — 47 НK сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности.

Превышение длительности производства по делу о нарушении налогового законодательства само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, но ограничивает возможность взыскания пределами двух лет.

Суд установил, что оспариваемое требование выставлено 01.06.2021, то есть по истечении 4,5 лет после начала налоговой проверки. Уточнив сроки совершения налоговым органом промежуточных действий, суд пришел к выводу, что выставление оспариваемого требования совершено на 2 года и 6 месяцев позже срока, когда оно должно было быть выставлено в соответствии с НК.

 

Позиция суда кассационной инстанции

 Но суд кассационной инстанции с апелляцией не согласился и сослался на позиции ВАС РФ, выраженных в постановлениях Президиума ВАС от 05.02.2013 № 11254/12, от 29.11.2011 № 7551/11, от 21.06.2011 № 16705/10.

Суд указал, что срок направления обществу акта проверки действительно нарушен. Но это не является препятствием для совершения действий по взысканию доначисленной суммы налога, поскольку сроки на взыскание подлежат исчислению с момента фактического вступления решения в силу, а не с момента, когда оно должно было вступить в силу.

 

Подобная судебная практика

В определениях Верховного суда от 13.07.2021 № 305-ЭС21-10282, от 23.07.2021 № 305-ЭС21-11275, от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135 отмечено, что при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, которая начинается с выставления требования об уплате налога. Соответственно, само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам.

К сожалению, такая судебная практика сложилась на уровне Верховного суда и на данном этапе ее почти невозможно изменить.

Александра Родионова

Александра Родионова

партнер АБ BGMP,
руководитель налоговой практики