9 января ФНС России опубликовала письмо о положениях, влияющих на налогообложение недвижимого имущества с 2025 г.
9 января 2025 г. ФНС России опубликовала письмо от 28.12.2025 № БС-4-21/14784@ о положениях федеральных законов, реализация которых существенно влияет на потенциал налогообложения недвижимого имущества, начиная с 2025 г.
Приложение к письму не устанавливает общеобязательных норм и содержит рекомендательную информацию, разъясняющую правовые положения применительно к регулированию изменений на 2025 г.
I. Реализация принципа «построил – оформи право» для зданий и сооружений, в том числе в целях их налогообложения
С 1 марта 2025 г. ФЗ от 26.12.2024 № 487-ФЗ ст. 52 ГрК дополнена следующими положениями.
Строительство или реконструкция здания или сооружения считаются завершенными со дня:
- получения разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения в случае, если для их строительства или реконструкции требуется разрешение на строительство;
- получения уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, за исключением случаев, если строительство таких ОКС осуществлялось без получения уведомлений (ст. 51.1 и ч. 16 ст. 55 ГрК РФ).
Застройщик или иное лицо, имеющие основания для приобретения прав на здание, сооружение (помещения или машино-места в них), для получения возможности их эксплуатации обязаны:
1) направить в уполномоченный орган (ст. 55 ГрК РФ) документы для выдачи разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию (в том числе документы для осуществления государственного кадастрового учета или регистрации прав на здание, сооружение (помещения или машино-места в них) в случае, если строительство осуществлялось на основании разрешения на строительство;
2) направить в орган регистрации прав документы для кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на здание, сооружение (помещения или машино-места в них) в случае, если для их строительства или реконструкции не требовалось получение разрешения на строительство, в том числе согласно пп. 1, 1.1 части 17 ст. 51 ГрК РФ:
— для строительства гаража на ЗУ, предоставленном ФЛ для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
— для строительства, реконструкции на садовом ЗУ жилого дома, садового дома, хозяйственных построек;
— для строительства, реконструкции объектов ИЖС (за исключением строительства объектов ИЖС с привлечением средств участников долевого строительства в соответствии с ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ.
II. Реализация принципа «построил – оформи право» для объектов долевого строительства, в том числе в целях их налогообложения
С 1 марта 2025 г. федеральный закон от 26.12.2024 № 487-ФЗ дополнил ст. 16 закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ следующими положениями.
После передачи застройщиком (ст. 8 закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ) объекта долевого строительства его участнику и осуществления государственного кадастрового учета такого объекта застройщик в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня подписания передаточного акта, одностороннего акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства с участником долевого строительства обязан направить в регистрационный орган заявление о регистрации права собственности участника долевого строительства на такой объект в электронной форме.
В таком случае застройщик:
— в заявлении о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект указывает сведения об участнике долевого строительства согласно договору участия в долевом строительстве;
— после государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект обязан передать собственнику выданную в целях удостоверения регистрации права собственности выписку из ЕГРН.
Застройщик также в срок не позднее шести месяцев с даты осуществления государственного кадастрового учета МКД и (или) иного объекта недвижимости направляет в регистрационный орган заявления о государственной регистрации права собственности на входящие в состав МКД или иного объекта недвижимости и не являющиеся объектами долевого строительства помещения и машино-места, создание которых осуществлялось без привлечения средств участников долевого строительства (в отношении которых отсутствуют заключенные договоры участия в долевом строительстве) и иных лиц.
III. Обеспечение определения размера земельных долей в виде простой правильной дроби, в том числе для дальнейшего налогообложения
С 1 марта 2025 г. применяются положения федерального закона от 14.07.2022 № 316-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 19.1 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В частности, орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту расположения ЗУ, находящегося в общей долевой собственности, определяет размеры земельных долей, выраженные в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби в соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ.
Результаты определения размеров долей в праве собственности на ЗУ из земель с/х назначения, выраженных в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби утверждаются решением органа местного самоуправления.
Решение об утверждении результатов определения размеров долей в праве собственности на Земельный участок, выраженных в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби опубликовывается в трехдневный срок с даты его принятия органом местного самоуправления, в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещается на официальном сайте этого органа в сети «Интернет» (при его наличии).
Уполномоченный орган местного самоуправления по истечении тридцати дней с даты опубликования такого решения обеспечивает внесение изменений в сведения ЕГРН в отношении размера доли.
IV. «Мораторий» на применение результатов кадастровой оценки, повлекших на 01.01.2023 г. увеличение кадастровой стоимости (налоговой базы) ЗУ, прекращается в полном объеме
Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ дополнил ст. 391 НК РФ следующими положениями.
Налоговая база в отношении ЗУ за налоговый период 2023 г. определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1.01.2022 г. с учетом ст. 391 НК в случае, если кадастровая стоимость такого участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1.01.2022 г., за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего ЗУ увеличилась вследствие изменения его характеристик.
Указанные положения распространялись в том числе на вступившие в силу результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной в 2022 г. согласно части 5 ст. 6 ФЗ от 31.07.2020 № 269-ФЗ.
При исчислении налоговыми органами земельного налога в 2025 г. за налоговый период 2024 г. в качестве налоговой базы в соответствии со ст. 391 НК применяется кадастровая стоимость ЗУ, внесенная в ЕГРН, в том числе исходя из утверждённых результатов государственной кадастровой оценки ЗУ, проведённой в 2022 году, и действующей для налогового периода 2024 года.
V. Введение федеральных льгот по налогу на имущество организаций
С 1 января 2025 г. федеральные законы от 29.10.2024 № 362-ФЗ и от 29.11.2024 № 416-ФЗ дополнили ст. 381 НК положениями, освобождающими от налога на имущество:
— организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системообразующие территориальные сетевые организации, территориальные сетевые организации, а также иных собственников объектов электросетевого хозяйства, переданных во владение и пользование системообразующим территориальным сетевым организациям в соответствии с п. 1 и 2 ст. 46.4 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», – в отношении линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также кабельных линий электропередачи и оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, вне зависимости от класса их напряжения;
— организации с основным видом деятельности по производству электроэнергии из возобновляемых источников энергии, – в отношении имущества, входящего в состав солнечных электростанций.
Полный текст указанного письма ФНС России и приложения здесь.