Аналитика

Госдума рассмотрит вопрос о навязывании потребителю дополнительных товаров, работ и услуг

Тренды
Дата публикации:

Госдума рассматривает законопроект № 787328-8 о внесении изменений в ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» в части недобросовестности навязывания дополнительных товаров и услуг за отдельную плату, сообщили вчера на сайте ГД РФ.

 

Проблема связана с многолетней недобросовестной практикой навязывания хозсубъектами платных дополнительных товаров (работ, услуг).

 

  • Одним из самых распространенных нарушений названа продажа авиа и ж/д билетов дистанционно с подтверждением добровольного страхования в виде отметки с намерением заключить дополнительный договор (автоматическое согласие).

 

В связи с этим Роспотребнадзором и Банком России разработано информационное письмо для страховых организаций, в которой обращено внимание на недопустимость навязывания дополнительных услуг при приобретении билетов без предоставления потребителям права самостоятельного выбора.

 

  • Аналогичная практика автоматического согласия потребителя на заключение дополнительного договора есть и в потребительском кредитовании, решение которой нашло отражение в законе от 24 июля 2023 г. № 359-ФЭ о внесении изменений в ФЗ о потребительском кредите (займе).

 

Между тем иные сферы потребительских правоотношений подобных запрещающих правовых норм не содержат.

 

  • Несмотря на разъяснения КС РФ (постановление КС РФ от 3 апреля 2023 г. № 14-П), актуальными до сих пор остаются споры потребителей с автосалонами по факту навязывания дополнительных услуг при приобретении транспортных средств.

 

  • В качестве одной из наболевших названа практика взимания оплаты с собственников МКД не относящихся к услугам по содержанию и ремонту жилого помещения и коммунальным услугам, в частности таких как «телетрансляция», «страхование имущества», «консьерж», «кабельное телевидение» и др.

 

В платежные документы ЖКУ помимо основных включены строки о дополнительных услугах, при этом договоры с потребителями на их предоставление не заключаются, согласие на оказание не получается. Производя оплату по квитанции, потребители добросовестно заблуждаются относительно оплаты исключительно ЖКУ, техническая возможность выбора оплаты конкретных услуг (только жилищных, коммунальных или дополнительных) отсутствует.

 

Решение проблемы навязывания потребителю платных дополнительных товаров и услуг имеет огромное социальное значение, так как такие действия хозсубъектов основаны на угрозе негативных последствий (неприменение скидки, взыскание убытков или неустойки или иное), когда контролируемые лица применяют различные преддоговорные практики, воздействующие на волю потребителя, вследствие чего им заключаются дополнительный договор на невыгодных для него условиях, указывается в пояснительной записке к законопроекту.

АБ BGMP