Аналитика

BFM о законопроекте, регулирующем отношения между цифровыми платформами. Комментарий Сергея Матюшенкова

Тренды
Дата публикации:

На BFM обсудили проект Министерства экономического развития о регулировании деятельности маркетплейсов. 

Министерство экономического развития доработало законопроект о регулировании отношений между цифровыми платформами, а также между продавцами товаров и потребителями на маркетплейсах. За соблюдением норм закона помимо ФАС будут следить Роструд и Роспотребнадзор.

В тексте были учтены некоторые замечания ФАС и других ведомств. Но претензии к проекту закона остаются пока у регулятора, площадок, селлеров и потребителей, сообщает BFM.

Законопроект «О платформенной экономике» должен определить правоотношения, маркетплейсов, сервисов доставки еды, бронирования туров, агрегаторов такси и так далее с их партнерами: продавцами товаров или исполнителями услуг и с потребителями.

 

Что предлагает новая версия документа?

  1. Исключить пункт о том, что крупные цифровые платформы не могут менять договор чаще, чем раз в три месяца.
  2. Изменить правила продажи скоропортящихся товаров.
  3. Запретить маркетплейсам снижать цены на товары селлеров за счет продавцов без их согласия и так далее.

 

Спрашивать маркетплейсы, сервисы такси, продавцов и покупателей об их отношении к предложенным идеям можно долго, но работа эта довольно неблагодарная, утверждает BFM.

Попытки разработать закон, который отрегулирует рынок e-com, в России предпринимаются не первый год, и этот проект не единственный. И он, по мнению экспертов, определенно нуждается в доработках.

Из претензий от представителей электронной коммерции можно выделить мысль о том, что одним законопроектом власти хотят отрегулировать все и сразу.  Но это невозможно. Тем более, что для отдельных отраслей e-com уже есть свои законы. О такси, о туризме и так далее. Этим же законом о платформенной экономике планируется регулировать также работу социальных сетей и мессенджеров. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, например, просили отказаться от этой идеи, но инициатива поддержки пока не нашла.

 

В связи со сложностью поставленной задачи ждать ее решения, скорее всего, придется еще долго, считает управляющий партнер адвокатского бюро BGMP, адвокат Сергей Матюшенков. Сергей подчеркнул два момента.

 

Первый из них — масштаб рынка.  С учетом охвата рынка, который пытаются регулировать законом, и тех проблем, которые там есть, нет оснований предполагать, что его доработают до той стадии, когда он будет действительно готов для рассмотрения Госдумой.

Второй момент: мало его внести, его еще нужно принять. На различных процедурных стадиях в Госдуме находится множество актуальных и нужных законов, которые могут годами не рассматривать и не принимать.

 

По мнению С. Матюшенкова, практика показывает, что, если в какой-то момент появится жесткая политическая воля решить проблему быстро, закон примут достаточно оперативно. При этом итоговый вариант документа предсказать будет трудно.

 

Подробно об этом на BFM.ru

Сергей Матюшенков

Управляющий партнерАБ BGMP, адвокат