Строительная сфера: о порядке проверок
В рамках последних законодательных изменений напомним о ситуации в части контрольных мероприятий, касающихся строительной сферы.
Отсутствие проверок
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (ред. от 01.10.2022) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» плановые контрольные мероприятия в 2022 г. по общему правилу не проводятся.
Допускаются плановые мероприятия в рамках:
— санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении определенных объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
— пожарного надзора в отношении определенных объектов, отнесенных к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска;
— надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов II класса опасности;
— ветеринарного контроля (надзора) в области свиноводства.
Вместо планового мероприятия возможен профилактический визит и иные профилактические мероприятия.
Внеплановые проверки (мероприятия) в 2022 г. проводятся только по определенному перечню оснований. Например, по согласованию с прокуратурой при угрозе:
— причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
— обороне страны и безопасности государства;
— возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
По информации Ростехнадзора во исполнение данных постановлений структурой актуализированы все планы проведения центральным аппаратом и территориальными органами контрольно-надзорных мероприятий на 2022 г.
По результатам этой работы исключено:
13 085 контрольных (надзорных) мероприятий, запланированных к проведению в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
72 проверки саморегулируемых организаций, запланированные согласно положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Все решения об исключении плановых проверок в установленном порядке внесены в информационные системы «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» и «Единый реестр проверок».
Также исходя из Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 в списки проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 г. включаются мероприятия только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса (кроме государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска).
В то же время надо отметить, что федеральный государственный строительный надзор, который также наряду с другими видами надзора осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (п. 18 Положения о федеральном государственном строительном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1087).
С 1 ноября 2020 г. начала действовать реформа контрольно-надзорной деятельности, так называемая регуляторная гильотина (Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» ).
Объявленная президентом РФ реформа призвана провести инвентаризацию устаревших нормативных актов, и принять новые, соответствующие актуальным принципам установления обязательных требований.
В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.
В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.
Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.
Как и ранее, контрольные мероприятия при строительстве проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Сейчас срок проведения проверки составляет не 20 рабочих дней, а 10 дней.
После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.