Аналитика

За использование заведомо ложных счетов-фактур введут уголовную ответственность: законопроект одобрен Правительством и ВС

Тренды
Дата публикации:

В конце декабря в Госдуму был внесен законопроект № 263208-8. В случае его принятия в Уголовном кодексе появится новая статья 173.3 УК.

Суть законопроекта

Часть первая ст. 173.3 УК вводит уголовную ответственность за сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам или организациям либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. Максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до четырех лет.

Одновременно предлагается установить возможность прекращения уголовного преследования за совершение указанного деяния в связи с добровольным возмещением ущерба.

Вторая часть статьи содержит квалифицирующие признаки, такие как совершение преступления организованной группой, причинение особо крупного ущерба, и предусматривает лишение свободы до семи лет.

Примечание к статье разъясняет, что подразумевается под подложными счетами-фактурами и налоговыми декларациями:

  • если они оформлены с использованием подставных лиц либо незаконным использованием персональных данных;
  • содержат заведомо ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав.

 

Причины принятия законопроекта

Пояснительная записка к законопроекту со ссылкой на данные ФНС России разъясняет, что с помощью подложных счетов-фактур и налоговых деклараций в 2021 году были оформлены незаконные налоговые вычеты на сумму порядка 1 трлн рублей.

Схема преступной деятельности заключается в приобретении уставных документов организаций, зарегистрированных на подставных лиц. И от их имени изготавливаются подложные счета-фактуры и налоговые декларации, которые сбываются заказчику или от его имени предоставляются в налоговый орган.

Действующее уголовное законодательство имеет пробелы и не позволяет пресечь преступную деятельность и привлечь к ответственности организаторов схемы, пока фиктивными налоговыми вычетами не воспользуется реальный налогоплательщик, то есть до появления признаков преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ.

Счета-фактуры и налоговые декларации не могут считаться официальными документами, а значит ст. 327 УК в данном случае не применима.

По мнению авторов законопроекта, появление нового состава преступления в УК позволит эффективно выявлять, пресекать и привлекать к ответственности организаторов изготовления подложных документов.

 

Официальные отзывы на законопроект

Верховный суд одобрил законопроект с незначительными замечаниями.

Правительство же обратило внимание на то, что законопроект говорит только об ущербе гражданам и организациям, хотя пояснительная записка акцентирует внимание на причинение вреда публичным интересам. Это требует уточнений.

Кроме того, законопроект устанавливает повышенные меры ответственности за совершение преступного деяния организованной группой, при этом не предусматривается в качестве квалифицирующего признака «совершение деяния группой лиц по предварительному сговору», что нуждается в дополнительном обосновании.

 

Что ждать бизнесу

По смыслу законопроекта, уголовная ответственность грозит за сбыт фальшивых счетов-фактур и налоговых деклараций, значит добросовестным налогоплательщикам бояться нечего. Но, с другой стороны, предоставление таких подложных документов тоже влечет уголовную ответственность по ст. 173.3 УК.  Между тем в этом случае правоохранителям необходимо доказать осведомленность налогоплательщиков о том, что документы подложные, а также умысел на их использование с целью получения незаконного вычета.

В связи с этим, еще большее значение приобретает проявление должной осмотрительности. Прежде, чем заключить договор, необходимо убедиться, что контрагент — не «техническая» компания, созданная с противоправной целью. У него есть коммерческая репутация, ресурсы для исполнения договора и все признаки реальной хозяйственной деятельности (сдает отчетность, платит налоги, имеет имущество и т.п.). Также желательно убедиться, что руководитель действительно управляет компанией и его подпись на договорах подлинная.

 

Документ:

(№263208-8 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru)

 

Сергей Матюшенков

Сергей Матюшенков

Управляющий партнер
АБ BGMP