Партнер АБ BGMP Евгения Пешкова выиграла спор с АО «Тинькофф Банк».
В марте 2022 г. в новостных лентах была опубликована серия материалов о том, что банк списал деньги с карт клиентов из-за «обогащения» на обмене валют. В итоге балансы карт ушли в минус и клиенты остались должны банку. В общей сложности от подобных действий пострадали 256 человек, а сумма заявленных банком убытков составила 7 млн долларов.
17.08.2022 г. в подобной ситуации разбирался Чертановский районный суд г. Москвы.
Суть вопроса состояла в следующем.
Клиент банка 11.03.2022 г. совершил ряд сделок по обмену валюты по установленному банком курсу, 19.03.2022 г. банк заблокировал его счета, а 22.03.2022 без каких-либо предупреждений списал в одностороннем порядке все деньги и установил отрицательный баланс по счету (технический овердрафт).
Свои действия банк оправдывал тем, что клиент воспользовался уязвимостью в работе алгоритма расчета кросс-курсов валют и тем самым причинил банку убытки.
Суд рассмотрел наши требования о признании действий банка незаконным; возврате денег; отмене технического овердрафта; взыскании процентов, штрафа и морального вреда; а также встречные требования банка о взыскании задолженности.
В процессе разбирательства выяснилось, что корнем проблемы была не заявленная ранее уязвимость, а ошибка сотрудников банка, которые установили неверные курсы конвертации.
На наш взгляд, банк, как субъект профессиональной предпринимательской деятельности, не мог переложить ответственность за совершенную его сотрудниками ошибку на потребителя банковских услуг. Потребитель не мог знать о том, что банк указал неверные значения курсов валют.
В итоге наши требования удовлетворены, а в удовлетворении встречных требований банка отказано.
Как дополнительный позитивный итог спора в пользу доверителя в рамках закона о ЗПП суд взыскал с банка штраф более 15 тысяч фунтов стерлингов.